Типография CMYK PRINT Коллекционирование это: - Типография CMYK PRINT

целенаправленное собирательство, как правило, однородных предметов, обычно имеющих научную, историческую или художественную ценность. В основе К. лежит познание, удовлетворение определенных интересов. Предметом К. могут быть памятники материальной и духовной культуры (рукописи, книги, монеты, почтовые марки, произведения изобразительного искусства и др.), объекты природы (минералы, растения, насекомые и др.). К. предполагает выявление, сбор, изучение, систематизацию материалов, чем оно принципиально отличается от простого собирательства.

Собирательство известно с древнейших времён. Однако как особое направление человеческой деятельности К. возникло и получило развитие в эпоху Возрождения. В начальный период К. имело универсальный характер. Так, в собрании семьи Медичи во Флоренции наряду с произведениями искусства имелись разнообразные уникальные предметы и минералы из многих стран. Собирателями редкостей были Людовик XIV, французские кардиналы Ришельё и Мазарини, папы Юлий II и Лев X, император Карл V и др. Нередко формой К. было создание так называемых кабинетов «куриозных» вещей. В России начала 18 в. собираниями такого рода были Петровская Кунсткамера , а также ряд частных коллекций, в том числе Я. В. Брюса (в кабинете Брюса помимо многочисленных древностей, естественных, исторических объектов, физических приборов и др. находилась и одна из первых известных в России коллекций монет и медалей). Известными универсальными собраниями были коллекции И. В. Гете в Германии и американского художника и естествоиспытателя Ч. У. Пила в США. Во 2-й половине 18 в. получили распространение специализированные коллекции естественноисторических памятников, произведений изобразительного искусства (см. Художественные собрания ) и т п. Крупнейшую коллекцию древнерусских рукописей и книг собрал А. И. Мусин-Пушкин .

С дифференциацией наук в 19 в. стали создаваться специализированные коллекции однородных предметов, объединенных общей познавательной целью. Большое влияние на К. естественнонаучных объектов оказала разработка основ научной систематизации. В России интерес коллекционеров направлялся в значительной мере на собирание отечественных древностей и предметов искусства, археологических и этнографических памятников, объектов природы из различных областей страны. К. начали заниматься представители буржуазии и разночинной интеллигенции; более серьезным и глубоким стал подход к собиранию и изучению предметов К. Многие из частных коллекций 19 и начала 20 вв. были положены в основу музеев (коллекции П. М. и С. М. Третьяковых, С. И. и П. И. Щукиных — изобразительное искусство, М. К. Тенишевой — этнография, А. В. Морозова — керамика, А. А. Бахрушина — театр) или вошли в их состав (коллекции А. С. Уварова — археология, П. Я. Дашкова, И. С. Остроухова — изобразительное искусство, Г. П. Дементьева — орнитология, и др.). Некоторые книжные собрания (например, Н. П. Румянцева, А. Д. Черткова) явились базой крупнейших библиотек (см. Библиофильство ).

На рубеже 19—20 вв. вначале в США, а затем и в Европе К. стало выгодным способом вложения капиталов, не облагаемых налогами, что вызвало спекуляцию объектами собирательства.

В процессе развития К. укреплялись его связи как с естественными науками, так и вспомогательными историческими дисциплинами. К. способствовало развитию нумизматики, геральдики, сфрагистики, а также археологии, этнографии и др. Оформились самостоятельные направления К. научное, учебное, любительское. В формировании научного К. ведущая роль принадлежала музеям (См. Музеи ). В формировании научного К. видную роль сыграл генеральный директор Берлинских музеев В. фон Боде. Учебное К. имеет целью развитие исследовательских навыков учащихся; учебные коллекции являются эффективным средством наглядности в обучении. В любительском К. получает распространение систематический подбор предметов, осуществляемый на базе научной систематизации отдельных отраслей знаний. С появлением массовых видов К. — филателии (См. Филателия ), бонистики (См. Бонистика ), любительской нумизматики, филумении (См. Филумения ), филокартии (См. Филокартия ), фалеристики (См. Фалеристика ), филофонии (См. Филофония ) и др. видное место среди любительских коллекций стали занимать тематические собрания, предполагающие подбор различных материалов по определенным темам. Методика составления тематических коллекций впервые была разработана и получила распространение в СССР в 20-е годы. Развитию массовых видов любительского К. способствует выпуск широко доступных объектов К. (марок, открыток, значков, этикеток, грампластинок и др.), организация специализированных магазинов, издание книг и журналов по вопросам К. Во многих странах существуют различные общества коллекционеров, в СССР — Всесоюзное общество филателистов (с различными секциями коллекционеров-книголюбов, филофонистов и др.).

Лит.: Карнович Е. П. Замечательные богатства частных лиц в России, СПБ. 1874; Иконников B. C. Опыт русской историографии, т. 1, кн. 2, К. 18; Программы и наставления для наблюдений и собирания коллекций, СПБ, 1908; «Столица и усадьба». Журнал красивой жизни, СПБ — П. 1913—17; Бахрушин А. А. Из записной книжки. Кто что собирает. М. 1916; Чаянов А. Московские собрания картин сто лет назад, М. 1917; Овсянникова С. А. Частное коллекционирование в России в пореформенную эпоху (1861—1917 гг.), в кн. Очерки истории музейного дела в России, в. 2, М. 1960; её же, Частное собирательство в России в XVIII — первой половине XIX века, там же, в. 3, М. 1961; Тагрин Н. С. В поисках необычного. Из записок коллекционера, Л. 1962: Советский коллекционер, [Сб.], в. 1—9, М. 1963—71; Твоя коллекция. Монеты, марки, этикетки, открытки, [М.], 1963; «Старые годы» (Ежемесячник для любителей искусства и старины), СПБ — П. 1907—16; «Среди коллекционеров». Ежемесячник искусства и старины, М. 11—24; «Советский коллекционер». [Филателия], 12—12; Donath A. Psychologie des Kunstsammelns, B. 10: Grappe G. Savoir collectioner, P. [1946]; Briggs M. S. Men of taste. From Pharaoh to Ruskin, L. [1947]; Dictionnaire du snobisme, ed. par Ph. Julian, P. [1958]; Rheims М. La vie étrange des objets, P. [1959]; Great private collections, ed. by D. Cooper, L. [1963]; Cabanne P. Die Geschichte grosser Sammier, Bern — Stuttg. — W. 1963; Sachs Н. Sammier und Mäzene. Zur Entwicklung des Kunstsammelns von der Antike bis zur Gegenwart, Lpz. 1971.

Большая советская энциклопедия. — М. Советская энциклопедия. 1969—1978 .

Купить: Нижний Баскунчак, Пустынь, Буй, Калининград, Куракино,
Купить: в Кинель Коллекционирование это: Города: Сызрань Городские округа:Отрадный Районы: Шигонский А также, работаем с городами:
Ворша, Агломазово, Железногорск, Пустынь, Висим, Середниково,