Типография CMYK PRINT Макетирование и верстка - Типография CMYK PRINT

С появлением компьютерных технологий, как уже было отмечено, процесс верстки переместился из типографии в редакцию и по времени совместился с процессом макетирования .

Как устроена полоса. Полоса — это страница издания. Она имеет следующие атрибуты:

– поля — верхнее, нижнее, внутреннее и внешнее;

– колонки и межколонники.

Две смежные страницы образуют разворот. В этом случае внутренние поля обеих страниц составляют средник. В некоторых случаях при подготовки газеты применяют сплошной разворот без средников.

Виды верстки. Графический план верстки (макет) создается в редакции либо непосредственно в процессе компьютерной верстки, либо заранее.

В практике известны несколько видов верстки, различающихся в зависи­мости от конфигурации материалов, их расположения по горизонтали и вер­тикали и относительно центра полосы. Мы называем верстку прямой (брус­ковой), если каждый материал имеет четырехугольную форму, и ломаной (ступенчатой), когда колонки различной высоты образуют формы «флаж­ков», «сапожков» и т. п. Очень распространенная в 50-х и 60-х годах, сегодня ломаная верстка — редкая гостья на страницах газет. Вытеснившая ее прямая верстка стала общей нормой в наших газетах. Ее преимущест­во — в геометрической простоте, а, следовательно, и в большей доступнос­ти, удобочитаемости.

При построении полос в виде трех–четырех этажей, образуемых гори­зонтально расположенными материалами, мы говорим о горизонтальной верстке; при постановке материалов по вертикали получаем вертикальную верстку. В чистом виде такие построения встречаются редко, так как они статичны в своих повторах и зрительно или растягивают, или сужают полосы, нарушая их пропорции. В силу необходимости, когда на полосе надо раз­местить два крупных материала, газетчики прибегают к чисто горизонталь­ным или чисто вертикальным композициям. В других же случаях они пред­почитают так строить полосы, чтобы широким, многоколонным конфигу­рациям противопоставить узкие и получить горизонтальную верстку с верти­кальными пересечениями или, если преобладают узкие конфигурации, вертикальную с горизонтальными пересечениями. Контрастные противо­поставления такого рода создают на полосе живые, динамичные компо­зиции.

Симметричную верстку образует такое рас­положение текстов, заголовков, иллюстраций и других оформительских пятен, при котором они взаимно уравновешивают друг друга. При делении симметрично сверстанной полосы пополам вертикальной линией правая часть полосы композиционно совпадает с ее левой половиной. Симметрич­ная верстка по-своему красива, как красивы многие окружающие нас предметы, созданные по законам симметрии. Не случайно симметричные композиции мы встречаем в праздничных номерах, на тематических, за­ранее спланированных полосах. Симметрично обычно верстаются крупные официальные и отчетные материалы, занимающие полосу и разворот.

И все-таки в газете мы чаще имеем дело с асимметричной версткой. Она больше соответствует многотем­ной и многожанровой природе газеты, требованиям разграничения в ней главного и второстепенного, материалов на внутреннюю и международ­ную тематику и т. п. Она и экономичнее во времени, так как избавляет от скрупулезных расчетов площадей и объемов, от подгонки каждого материа­ла под определенный размер. Хотя в симметрично сверстанной полосе есть привлекательность уравновешенности всех ее частей, но это точно рассчитанное равновесие воспринимается как искусственная конструк­ция, тогда как в асимметрии связи и отношения между частями выгля­дят естественными и поэтому более выразительными. Элемент контрастно­го оживления вносят даже небольшие отклонения от строгой симметрии. Яркая, выразительная верстка — это, как правило, верстка, построенная на контрастах.

Графические контрасты в газете. Одни контрасты — это контрасты широкого и узкого, или горизонтального и вертикального, ле­жащие в основе верстки с пересечениями.

Содержание газеты обычно составляют аналитические материалы боль­ших и средних размеров и мелкая информация. Эта разномасштабность публикаций, контраст большого и малого, дает возможность оживить и раз­нообразить верстку.

В основе графики, как известно, лежит контраст черного и белого. В газе­те мы фактически имеем дело еще и с серым цветом, а при многокрасочной печати — с красным, синим, зеленым и др. Черное образуют на полосе «пят­на» заголовков и иллюстраций, белое — поля, межколонные и межстроч­ные просветы, серое — тексты, набранные шрифтами светлого начертания. Они создают основной цветовой фон газетной страницы, на котором контра­стно выделяются заголовки, изобразительные элементы, украшения, линей­ки. Чтобы усилить этот контраст, газетчики обычно прибегают к титульным шрифтам жирного и полужирного начертания. Сила цветового контраста не только в его выразительности, но и в акценте: насыщенные по тону заголов­ки скорее обратят на себя внимание читателя и сориентируют его в содер­жании газеты.

В газете всегда надо что-то объединить, связать в блок, в подборку. Средства разграничения и объеди­нения должны быть четкими и не вызывать у читателя никаких затруднений. Традиционно таким средством служили и служат линейки.

Цветовые и размерные контрасты — эффективное средство в руках уме­лого оформителя, позволяющее газете приобрести привлекательную для читателя выразительность. Контрасты дают возможность наглядно выявить главное в содержании издания и в то же время графически не обеднить все остальные его части. Но чрезмерная контрастность может и нивелировать важное и второстепенное, придать полосам пестрый, сенсационно-крикли­вый вид. Необходимо чувство меры, особенно в многокрасочных номерах.


Программный пакет версткиPageMaker является одним из наибо­лее распространенных интегрированных программных пакетов верст­ки, обеспечивающих компьютерную обработку текстовой и изобрази­тельной информации от ввода данных до подготовки их для типограф­ской печати. В качестве определенной альтернативы можно назвать про­граммы верстки QuarkXPress, CorelVentura, HES и др.

К основным функциональным возможностям программного паке­та PageMaker можно отнести:

• набор и редактирование текста;

• шрифтовое оформление документа;

• размещение графических изображений;

• обработку свободных и вложенных изображений;

• работу с цветом;

• создание и редактирование таблиц;

• импорт электронных таблиц, иллюстраций, графиков, схем и тексто­вых блоков;

• использование спецэффектов (поворот текста, растягивание или сжи­мание символов и
т. п.);

• создание оглавлений и алфавитных указателей;

• подготовку и вывод информации на печать на принтеры и на фото­наборные автоматы (при типографской печати) и т. д.


Предпечатная подготовка того или иного издания во многом зависит от технологии печати. Оригинал-макет может передаваться на печать в различных видах. Для печати на ризографе оригинал-макет выводится на бумагу. Для офсетной машины оригинал-макет выводится на пленку (иногда в зеркальном виде). Если издание полноцветное, то приходится применять обработку ПостСкриптом и делать цветоделение, а затем на диске передавать в типографию.

Кроме того, иногда приходится делать спуск полос. Программы типа PageMaker позволяют делать это в своей среде. Спуск полос обозначает перетасовку страниц таким образом, что первая соседствует с последней, вторая — с предпоследней и т. д. Вариантов спусков может быть несколько: для книг, для брошюр, для рекламного буклета и др.

Предпечатная подготовка является очень важным этапом в процессе изготовления полиграфической продукции. Она требует повышенного внимания. Зачастую обнаруженные при печати ошибки уже невозможно исправить.


Контрольные вопросы:

  1. Какие редакционно-издательские и полиграфические технологии применяются сегодня при производстве печатных СМИ?

  2. Назовите редакционно-издательские и полиграфические технологии, используемых при производстве печатных СМИ.

  3. Назовите две наиболее популярные компьютерные платформы.

  4. В чем причина широкого распространения компьютеров фирмы IBM в России?

  5. Назовите основные типы принтеров и физические принципы, используемые ими.

  6. Для чего применяется сканер?

  7. Назовите основные харак­теристики сканеров.

  8. Что такое оптическая разрешающая способность сканера?

  9. Что такое динамический диапазон сканера?

  10. Что такое глубина цветности?

  11. Перечислите основные операционные системы для компьютеров IBM.

  12. Назовите самую популярную программу для ввода текста.

  13. Назовите самую популярную программу для верстки.

  14. Назовите самую популярную программу для работы с растровой графикой.

  15. Назовите самую популярную программу для работы с векторной графикой.

  16. В каком году и где появился Интернет?

  17. Что такое модем?

  18. Можно ли автоматически распознать рукописный текст с помощью системы OCR?

  19. Чем отличаются черточка, короткое тире и длинное тире и в каких случаях они используются?

  20. Назовите правило установки пробела перед знаками препинания и после.

  21. Чем растровая графика отличается от векторной?

  22. Из чего состоит разворот газетных полос?

  23. Что такое макетирование?

  24. Что такое верстка?

Воспроизведение изобразительных оригиналов

Как было сказано ранее, изобразительные оригиналы можно классифицировать по следующим основаниям.

Вид изобразительного оригинала:

– черно-белая графика (чертежи, штриховые рисунки, гравюры, офорты, диаграммы и графики);

– черно-белые полутоновые оригиналы (полутоновые рисунки, черно-белая фотография);

– двух– и более цветная графика;

– полноцветные оригиналы (полноцветные рисунки, живопись, фотографии).

– сканирование (чертежи, рисунки, произведения живописи, фотографии);

– импорт готовых графиков и диаграмм из других программ, например, Microsoft Excel;

– непосредственный ввод изображений с дисковых библиотек (клипартов), из Интернета;

– непосредственный ввод отснятых кадров из цифровых фотоаппаратов и видеокамер с помощью специального интерфейса;

– создание несложных графических изображений непосредственно в программе верстки.


Требования к исходным изобразительным оригиналам

Существует неизменное правило: чем выше качество оригинала, тем лучшим будет и оттиск. Поэтому когда в качестве оригинала берется копия изображения (ксерокопия, фотокопия, полиграфическая и др.) вряд ли из нее можно получить что-то лучшее, чем сама эта копия. Хотя в практической работе возникает ситуация, когда нет возможности получить оригинал изображения, приходится использовать копию.

Какие проблемы возникают при сканировании копий оригинала?

Ксерокопия. Ксероксные аппараты создают на выходе черно-белые изображения без полутонов и очень низкого разрешения. Крайне трудно исправить что-либо.

Фотокопия. При перефотографировании старых фото получается изображение с пониженным контрастом и пониженной резкостью. Можно улучшить результат за счет увеличения размера фотокопии, сканирования ее с повышенным разрешением. Затем помещать ее в верстку с минимальным размером.

Полиграфическая копия. В данном случае речь идет об опубликованных уже оригиналах в газете или журнале. Кроме упомянутых выше проблем в этом случае возникает дополнительная — муар. Полиграфическая копия уже содержит в себе растр. При повторном растрировании такой копии растры накладываются друг на друга, и возникает муар. Выглядит муар как узор, накладываемый на растровое изображение.

Требования полиграфии к процессу воспроизведения изобразительных оригиналов.

При сканировании полутоновых и полноцветных оригиналов для целей полиграфии не следует использовать дешевые домашние сканеры с малым динамическим диапазоном. Как уже было отмечено, динамический диапазон — это проработка деталей в тенях и светах. В этом случае получится изображение с забитыми тенями и плоскими светами. Также при сканировании полноцветных фотографий на сканере с малой глубиной цветности получаются изображения, мало общего имеющие с полноцветным: все цвета блеклые, искаженные.

При сканировании полноцветных фотографий необходимо выбирать минимальное разрешение 225 dpi. Вообще же взято за правило сканировать с разрешением 300 dpi.

Сканировать черно-белые полутоновые оригиналы можно и с разрешением 100–150 dpi. Однако и в этом случае лучше использовать величину 300 dpi.

При сканировании черно-белых штриховых оригиналов также лучше выбирать величину не менее 300 dpi. Это позволит сохранить качество изображение, если по каким-либо соображениям при верстке его размер потребуется немного увеличить.

Использование цифрового фотоаппарата. Файлы, получаемые при съемке такими аппаратами, записываются во флэш-память в стандарте jpg. Цифровые аппараты могут снимать с различным качеством. Если снимок сделан со средним качеством, и его jpg- файл имеет размер не более 250–300 килобайт, то такой кадр еще удовлетворит требования для черно-белого издания. Для того, чтобы цифровой кадр можно было использовать и в цветном издании, размер его jpg -файла должен быть не менее 300 килобайт. Это связано с особенностями стандарта jpg. рассказ о которых будет позже.

Использование графиков и диаграмм изMicrosoftExcelи растровой графики. С оригиналами этих типов обычно проблем не возникает. Графики и диаграммы сравнительно хорошо внедряются в верстку. Векторные рисунки из CorelDraw также легко помещаются в верстку через ClipBoard. Однако в случае, если верстку нужно будет готовить для фотонаборного автомата (ФНА) и обрабатывать постскриптом, тогда придется поступить иначе. В противном случае после обработки постскриптом верстки изображение это может исчезнуть. Чтобы этого не произошло, следует конвертировать векторное изображение в растровое, откорректировать его в программе FotoShop, и только после этого стандартным путем импортировать его в верстку.

Все изображения, с точки зрения количества градаций, можно поделить на тоновые и штриховые. Тоновые иллюстрации содержат различные градации цветов (в случае цветных иллюстраций) или градации серого (в случае черно-белых иллюстраций). Штриховые иллюстрации содержат только два цвета: собственно краски и носителя. На практике наиболее часто приходится сталкиваться с тоновыми изображениями, о них и пойдет речь далее.

Изображение, представленное в цифровой форме, состоит из мельчайших дискретных элементов — пикселей. Последовательность пикселей формирует строку, последовательность строк — все изображение. Пиксел — величина виртуальная, и может быть характеризован своим цветом, имеющим самые разнообразные форматы представления.

Количество элементов (пикселей) на единицу длины называется — разрешением. Оно измеряется в распространенном программном обеспечении в dpi. сокращенное от dot per inch (точек на дюйм) или ppi. сокращенное от pixel per inch (пиксел на точку). Часто эти понятия смешиваются, потому что отображают одно и тоже. Разница лишь в том, что в первом случае единичный элемент изображения назван точкой (dot ), а во втором — пикселем (pixel ). Всем известная программа PhotoShop оперирует термином dpi, в то время как более верным было бы назвать единичный элемент изображения в цифровой форме — пикселем. Программное обеспечение сканеров также должно было бы оперировать термином ppi, а вот разрешение выводных устройств — всегда измеряется в dpi и в данном случае использование понятия «точка» верно. В целом термин dpi более прижился для обозначения разрешения устройств «ввода/вывода» и цифровых иллюстраций.

Разрешение цифровых изображений — понятие запутанное, поскольку каждая стадия процесса воспроизведения накладывает свои требования и ограничения. Рассмотрим этапы последовательно.

На этапе сканирования мы переводим изображение из аналоговой формы в цифровую. Разрешение, установленное в программном обеспечении сканера, обозначает, сколько пикселей будет получено на один дюйм реального оригинала. К примеру, если разрешение сканирования установлено, как 300 dpi, а оригинальная иллюстрация имеет десять дюймов в длину и пять дюймов в ширину (25,4х12,7 см), то полученное изображение будет содержать 3000x1500 пикселей.

Разрешение — один из важнейших параметров сканера. Оно бывает физическое и интерполяционное. Первое зависит от конструкции устройства. Практически во всех моделях сканеров существует и второй тип разрешения — интерполяционное. Дополнительное количество точек на дюйм в этом случае получается методом интерполяции. Суть его в том, что на некотором участке по имеющимся цифровым данным полиномом необходимой степени воспроизводится функция, в приближении отражающая существовавший аналоговый сигнал. Затем по этой функции производится перевыборка (изменение шага дискретизации). Таким образом, можно получить любое количество точек, то есть повысить разрешение сканера.

Разрешение цифровых камер дает понятие о том, из скольких точек будет состоять полученное изображение.

На этапе преобразования цифрового изображения в компьютере понятие «разрешающая способность» весьма эфемерно. Фактически, это величина, которая показывает, какого размера будет иллюстрация в случае ее вывода. Ни на какие цифровые преобразования разрешение не влияет. Если изображение имеет 3000x1500 пикселей и разрешение 300 dpi, то оно будет выведено размером 10x5 дюймов. Однако если изменить разрешающую способность на 3000 dpi, то оно будет выведено размером 1x0,5 дюйма. При этом файл по-прежнему будет содержать 3000x1500 пикселей. Все цифровые преобразования производятся над пикселями, поэтому на этапе обработки на компьютере, значение разрешения роли не играет.

На этапе вывода мы сталкиваемся с огромным количеством разнообразных устройств. Все они связаны с разрешением. В этом случае под разрешением понимают количество точек, которое может «поставить» то или иное устройство на единицу длины.

Рассмотрим, например, вывод черно-белого тонового изображения. Для того чтобы воспроизвести черный цвет, нужно ставить черные точки подряд. Для воспроизведения белого — их не надо ставить вовсе. Все промежуточные тона воспроизводятся большим или меньшим количеством точек на единицу площади. Для воспроизведения серого (50 %) поля площадь черных точек и пустого пространства должна быть одинакова. Чем светлее поле, тем меньше точек будет ставить выводное устройство.

Принтер, как правило, ставит точки случайным образом, но в его программном обеспечении заложено, что для воспроизведения определенного оттенка, надо поставить соответствующее количество точек на единицу площади. Поэтому, пиксел цифрового изображения, характеризующийся многими оттенками, при выводе отображается некоторым количеством черных точек на единицу площади. Вот почему один пиксел иллюстрации в цифровом виде не равен одному пикселю устройства вывода. Процесс преобразования тонового изображения в массу одноцветных точек, расставленных определенным образом по площади листа, называют растрированием.

Итак, для воспроизведения оттенков устройство вывода (например, принтер) вынуждено ставить определенное количество черных дискретных точек на единицу площади, которая называется растровой точкой (ячейкой). Если точки в пределах единичной области ставятся случайным образом, то это стохастическое растрирование. Если точки образуют круги или, например, эллипсы, то такой растр называют регулярным. Понятно, что каждая растровая точка образована большим количеством единичных точек. Считается, что растровая ячейка должна состоять из 16x16 единичных точек. В этом случае количество воспроизводимых оттенков составит 16x16 = 256. Такое же количество градаций имеет каждый пиксел в стандартном черно-белом тоновом изображении цифрового формата grayscale .

Растровые точки составляют линии. Совокупность всех линий составляет изображение. Количество линий на единицу длины называют линиатурой. Обычно в программном обеспечении линиатура измеряется в линиях на дюйм или lpi(lines per inch).

Похожие:

Изготовить: Кугеси, Орехово, Котелино, Неверово, Никольское,
Заказать: в Сызрань Макетирование и верстка Города: Самара Городские округа:Жигулёвск Районы: Шигонский А также, работаем с городами:
Старый Оскол, Ряжск, Голубино, Овстуг, Подъячево, Володкино,