Типография CMYK PRINT Работа с пантонными красками - Типография CMYK PRINT Работа с пантонными красками Для чего используются смесевые краски? Восприятие и передача информации являются одной из важнейших социальных потребностей человечества. Помимо традиционных способов передачи, таких как устная и письменная речь, информация может передаваться через цветовое восприятие. И чем точнее и объективнее будет осуществляться эта передача, тем эффективнее будет результат взаимодействия сторон. В полиграфии цвет передается путем синтеза триадных красок (Cyan, Magenta,Yellow, Black), либо печатью смесевыми красками (их еще называют пантонными красками). Смесевые (пантонные) краски применяют в тех случаях, когда требуется воспроизвести цвет, который находится за пределами возможности триадных красок. К ним могут относиться фирменные цвета или образцы цвета. Также смесевые краски применяют тогда, когда требуется очень точно воспроизвести цвет каких-либо плашек и при этом исключить разнооттеночность при печати. К этим случаям могут относиться печать упаковки, печать цветных колонтитулов и форзацев в книге и пр. Печать пантонными красками позволяет достичь требуемого результата там, где триадные краски не справляются. Работа со смесевыми красками будет наиболее эффективной, если обладать определёнными знаниями о цвете. Первое и самое основное, что необходимо знать, это то, что цвет является психофизической характеристикой! Т.е. цвет зависит не только от свойств самого обозреваемого предмета, но и от внешних факторов, влияющих на восприятие человеческого глаза. Это может быть освещение, угол наблюдения, способность и степень восприятия цвета конкретным человеком. Цвет является результатом взаимодействия света, объекта и наблюдателя. Свет, падая на объект наблюдения, отражаясь от него, модифицируется таким образом, что человеческий глаз воспринимает модифицированный свет как определенный цвет. Чтобы цвет существовал, необходимо присутствие всех трех этих элементов! Сам по себе свет является излучением электромагнитных волн. Длина электромагнитной волны измеряется в нанометрах (нанометр — миллионная часть миллиметра). Внутри человеческого глаза имеются рецепторы света, чувствительные к электромагнитным волнам. Попадая на эти рецепторы, световые волны посылают сигнал нашему мозгу. Но свет в природе состоит не из одной электромагнитной волны, а из множества электромагнитных волн разной длины и интенсивности. То есть свет имеет спектральный состав. У каждого источника света спектральный состав - свой, с разной интенсивностью тех или иных электромагнитных волн. Благодаря разнице в интенсивности и длине волн наша зрительная система может определять разные цвета. Когда наша зрительная система регистрирует длины волн с наибольшей интенсивностью около 700 нм - мы видим «красный» цвет, а когда наиболее интенсивные длины волн находится в диапазоне 450-500 нм, — «голубой»; длины волн около 400 нм соответствует «фиолетовому» и так далее. Таким образом, цвет — это свет, отраженный от объекта и воспринятый человеческим глазом! При различных условиях наблюдения цвет может восприниматься по-разному. К примеру, если взять два предмета, и рассматривать в помещении при свете лампы накаливания, они будут казаться идентичными по цвету, а при рассмотрении этих же двух предметов при дневном свете они могут казаться отличающимися друг от друга. Этот эффект называется метамеризмом. Он связан с тем, что любой свет состоит из смеси длин электромагнитных волн разной интенсивности. В свою очередь, все физические предметы обладают свойствами в той или иной степени отражать или поглощать те или иные электромагнитные волны, т.е. модифицировать отраженный свет. И под одним источником света два предмета будут одинаково модифицировать отраженный свет, а под другими по-разному. Это свойство наглядно демонстрируется на следующем примере: два листка от различных деревьев (это могут быть, например, листья клёна и берёзы) при свете лампы накаливания будут казаться практически идентичными по цвету, однако те же самые листки при наблюдении при дневном свете будут иметь в цвете значительные различия. Дело в том, что два этих листика будут по-разному отражать синий цвет. Под лампой накаливания, где синий цвет в спектральном составе света практически отсутствует (электромагнитные волны около 460 нм имеют малую интенсивность), листья смотрятся одинаково. А под дневным светом, где в спектральном составе синий цвет присутствует больше, и, соответственно, от одного листочка он будет отражаться больше, а от другого меньше - разница в цвете листьев будет более заметна (первый будет иметь тепло-зеленый цвет с оттенками желтого, а второй - холодный зеленый с оттенками синего). Тот же самый эффект можно наблюдать и с цветами оттисков, отпечатанных смесевыми (пантонными) красками. Под одним источником света два разных оттиска будут смотреться идентичными по цвету, а под другим иметь значительные различия. В практическом применении эффект метамеризма цвета является особенно актуальным при заказе и последующем контроле выполненных печатных работ. Поэтому заказчик и исполнитель должны определять источник освещения при исполнении и контроле цвета оттисков. Во избежание ситуации, когда во время печати тираж контролируется при освещении лампы, имитирующей дневной свет, а заказчик проверяет работу, сидя в офисе с люминесцентными лампами. И результаты не совпадают. Также при работе с цветом важно учитывать и угол наблюдения. Установлено, что человеческий глаз по-разному воспринимает небольшой участок области цвета и более широкие площади. В полиграфии используются два угла наблюдения, 2о- для наблюдения мелких деталей и 10о – для наблюдения крупных. Все эти факторы, снижающие объективность оценки цвета, породили необходимость в стандартизации цвета. Приведению к общему знаменателю. Цветовое пространство CIE Lab и «дельта Е» Существует множество цветовых пространств, в которых происходят измерения цвета. И одна из наиболее широко используемых - CIE Lab. Это цветовое пространство представляет собой трехмерную систему координат, в которой светлота задана осью координат L (варьируется от 0 до 100, от темного к светлому) и двумя перпендикулярными осями координатами a и b. Первая обозначает положение цвета в диапазоне от зеленого до красного, вторая — от синего до желтого. В этом цветовом пространстве описываются все цвета. Любой цвет имеет свое, строго определенное место в системе координат и может быть записан в цифровом выражении. С появлением цветового пространства CIE Lab появилась возможность в цифрах определять разницу между цветами. Разница между двумя цветами определяется как расстояние от одного цвета, имеющего строго определенное место в цветовом пространстве CIE Lab, до другого, который также имеет свое определенное место в пространстве CIE Lab. Т.е. в данной системе используются принципы геометрии: евклидово расстояние в трехмерном пространстве от одной точки до другой. Это расстояние и будет разностью (цветовым отличием) между двумя цветами, и называется оно «дельта Е». Таким образом, разницу между двумя цветами можно оценить в цифровом выражении и иметь более вещественные знания о цвете, чем визуальные ощущения наблюдателя. Однако сам по себе геометрический способ определения различия между цветами "дельта-Е" имеет множество недостатков. Он плохо сочетается с визуальными ощущениями человеческого глаза. К примеру, у человеческого глаза порог чувствительности к зеленым цветам больше, чем к желтым, а чистая геометрия не учитывает это. Поэтому были разработаны многочисленные дополнения к существующей формуле расчетов разницы в цвете "дельта-Е". Они более адаптированы к человеческому глазу и используют другие системы определения координат цвета в цветовом пространстве (к примеру, CIE LCH) и более сложные формулы расчетов разницы в цвете, такие как дельта-E CMC, дельта-E 94, дельта E-2000, но все они также не совершенны. Выше упоминалось, что результирующий цвет зависит от освещения. Поэтому и освещение в колориметрии было приведено к общему стандарту. Существует достаточно много стандартных источников цвета, однако в полиграфии используются в основном три. Это стандартный источник излучения A, стандартный источник излучения D50 и стандартный источник излучения D65. Источник освещения A моделирует искусственные источники освещения, к которым относятся, например, лампы накаливания. Источники излучения D50 и D65 моделируют дневной свет в разное время суток при разных погодных условиях. Все эти источники имеют разный спектральный состав, и соответственно предметы под их освещением будут иметь разные цвета (оттенки). И что особенно важно, координаты цвета и цветовое отличие «дельта Е» под разными источниками света будут разные! Приборы для измерения цвета Для измерения и контроля цвета удобнее всего использовать измерительные приборы, такие как спектрофотометры или колориметры. С помощью них можно объективно оценивать цвет, исключая человеческий фактор. Спектрофотометры и колориметры используют различные принципы измерения, но все они дают числовые значения цвета, с помощью которых можно объективно оценивать цвет. Современные приборы позволяют при измерении использовать различные источники освещения, учитывать угол наблюдении, использовать различные формулы расчетов разницы в цвете «дельта Е» и т.п. Таким образом, зная особенности цвета и имея современные приборы, моделирующие естественные условия, можно объективно оценивать цвет. Но важно, чтобы вся цепочка, от заказчика до конечного клиента, находились в одинаковых условиях измерения! Например, при печати плаката с использованием смесевых красок, который в дальнейшем будет висеть на улице и предназначен для просмотра при дневном освещении, на всех стадиях его производства все исполнители, дизайнеры, изготовители смесевой краски, печатники и заказчики должны оценивать цвет смесевой краски в одних условиях. Измерительные приборы должны быть настроены одинаково. К примеру, стандартный источник света D50, угол наблюдения 10о, разницу в цвете оценивать, используя одну систему расчетов, к примеру, дельта-Е СМС. Также при печати смесевыми красками для правильного воспроизведения цвета важно учитывать и запечатываемый материал. Дело в том, что все бумаги и картоны различны по своей белизне, фактуре, способности впитывать краску. Цвет на разных бумагах смотрится по-разному. Поэтому важно при производстве смесевых красок, при подборе цвета использовать бумагу или картон именно той марки, на которой будет печататься заказ. Т.к. если цвет краски, к примеру, подобран для печати на картоне Graphiart Duo, то при печати этой же краской на картоне «Нева» цвет будет получаться совершенно другим, т.к. белизна и фактура у этих картонов совершенно разная. Также следует учитывать и впитываемость бумаги. Нередки случаи, когда оттиск, отпечатанный в один день, имеет другой оттенок и насыщенность на следующий. В этих случаях говорят «краска провалилась». При производстве краски и печати следует учитывать фактор впитываемости. Работая со смесевыми красками, также очень важно учитывать их удельный расход. Т.е. количество краски, затраченное для запечатки одного квадратного метра при достижении требуемого цвета. Расход краски измеряется в граммах на метр квадратный. В среднем расход смесевых красок находиться в интервале 0,9 – 1,8 г/м2, в зависимости от цвета и используемой бумаги. Почему важно учитывать расход? Во-первых, для того чтобы знать, сколько заказывать краски на тираж. Во-вторых, если расход будет слишком большой, то красочный слой будет толще, и соответственно, сохнуть этот слой будет дольше, но если расход будет слишком маленький, меньше 0,9 г/м2, то такой красочный слой будет сложно удержать при печати, и как следствие, -  разнотон оттисков. И в-третьих, для сравнения цен от разных производителей смесевой краски: при одинаковой цене расход у одной краски может быть меньше, а у другой больше, и соответственно, краска с меньшем расходом будет экономичнее. Также часто бывает, что требуемый цвет достигается только в узком интервале толщин красочного слоя. Если красочный слой будет чуть тоньше требуемого, то цвет может уходить, к примеру, в красноту, чуть толще – в зелень. И только при правильном слое (удельном расходе) цвет соответствует образцу. Поэтому важно от производителя смесевой краски получить информацию об удельном расходе краски. Послепечатная обработка оттисков, запечатанных смесевыми красками На результирующий цвет оттиска, отпечатанного смесевой краской, существенное влияние будет оказывать последующая обработка оттисков, водно-дисперсионное лакирование, УФ- лакирование, ламинирование. Ламинирование само по себе мало влияет на цвет оттиска, оно только может повысить или снизить насыщенность цвета, в зависимости от используемой пленки - глянцевой или матовой. Использование же лакирования при обработке оттисков может привести к существенным изменениям цвета, т.к. используемые колоранты при приготовлении смесевых красок могут быть не стойкими к воздействию водно-дисперсионных лаков или лаков ультрафиолетового отверждения, и цвет краски при соприкосновении с ними может сильно изменятся, вплоть до полного выцветания! Поэтому важно при производстве красок учитывать последующую обработку, чтобы, по возможности, исключить нестойкие колоранты из рецепта краски или провести коррекцию цвета с учетом изменения его при последующей обработке. Цветовые справочники Pantone Для подбора цвета удобнее всего использовать цветовые справочники Pantone. Справочники Pantone представляют собой книгу, страницы которой веерообразно раскладываются. В книге содержатся несколько сотен эталонных цветов, каждый из которых имеет свой номер. Под каждым цветом имеется рецепт для их смешения из цветов базовых красок системы Pantone и/или воспроизведения цветов триадными красками. Существует достаточно много различных справочников Pantone: есть справочники исключительно для работы со смесевыми красками, также существуют справочники для работы с металлизированными цветами, т.е. цветами, которые воспроизводятся с помощью базовых красок Pantone и металлизированных красок (серебро, бронза). Справочники с пастельными цветами и др. Они выпускаются на трех разных типах бумаг, поскольку известно, что цвет на разных по фактуре бумагах смотрится по-разному. Справочники выпускаются на мелованной глянцевой бумаге (справочник Coated), на офсетной бумаге (справочник Uncoated) и справочники, отпечатанные на матовой мелованной бумаге (справочник Matt). Существование справочника Pantone дает возможность дизайнерам и заказчикам, находясь в разных местах, говорить «на одном языке», оценивать один и тот же цвет на удаленном расстоянии. Однако при работе со справочниками Pantone есть один очень важный нюанс. Как нельзя войти в одну и ту же воду, так нельзя отпечатать два совершенно идентичных справочника! К сожалению, все справочники друг от друга отличаются. Разница цвета одного и того же номера между двумя справочниками, произведенными в разное время, может достигать 8 дельта-Е при пороге различия среднего человеческого глаза 2 дельта-Е. Т.е. это очень существенная разница. К тому же справочники затираются, выцветают. Поэтому использование справочников возможно только для приблизительного (грубого) согласования цвета. При производстве же краски, печати и оценке цвета заказчиком необходимо использовать один и тот же цветовой справочник. В этом случае возможность разногласий в ожидаемом и полученном при печати оттиске будет сведена к минимуму. Подготовка машины к печати Как бы точно ни была изготовлена смесевая краска, к сожалению, на печатной машине никогда не удается достигнуть идеального совпадения цвета образца и оттиска. Происходит это во многом из-за того, что валы печатной машины со временем забиваются пигментами различных красок, которые при работе со смесевой краской окрашивают ее цвет. И как следствие - не полное соответствие оттиска требуемому цвету. Поэтому важно, чтобы печатная машина была как можно чище. Перед работой необходимо смыть предыдущую краску с валиков не только обычной смывкой, но и очистить их с помощью специальной пасты для глубокой очистки. Также не лишним будет после очистки валов обычной смывкой и специальной пастой закатать печатные валы смесевой краской и снова смыть ее. Тогда влияние пигментов предыдущих красок будет сведено к минимуму, и результат печати будет больше приближен к требуемому. Таким образом, для достижения наиболее эффективных и качественных результатов печати при размещении заказа на изготовление смесевых (пантонных) красок важно предоставлять производителю ряд необходимой информации. Это освещение и угол наблюдения, при котором будут рассматриваться оттиски. Материал, на котором будет производиться печать. Требуемый предел различия в цвете «дельта Е», и формула расчета разницы в цвете - «дельта Е СМС», «дельта E 94», «дельта E 2000» - или просто стандартная формула. Для определения требуемого цвета на изготовление предпочтительнее, если производителю красок будет представлен образец, а не только указан номер цвета в цветовом справочнике Pantone. Также нужно указывать послепечатную обработку оттисков - она тоже будет существенным образом влиять на цвет. Принимая краску от производителя, необходимо получить о ней максимум информации. Это точность попадания в требуемый цвет (цветовое различие «дельта Е»), удельный расход краски, координаты эталонного и произведенного цвета. Также необходимо получить от производителя выкраски изготовленной краски, для первичного визуального контроля. Перед печатью смесевыми красками тщательным образом вымыть валики печатной секции. Когда все перечисленные пункты будут соблюдены, работа со смесевыми красками будет удобна и понятна на всех стадиях производства. Вы всегда будете иметь гарантированно отличный результат, обеспеченный пониманием вопросов, связанных с производством смесевых красок.

Изготовить: Вы можете заказать, купить изготовление по выгодной цене. Осуществляем доставку во все города России: Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Екатеринбург, Челябинск, Тюмень, Уфа, Пермь, Саратов, Самара, Тольятти, Сызрань, Волгоград, Нижний Новгород, Казань, Омск, Ростов-на-Дону, Красноярск, Воронеж, Краснодар.